Управление информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области

Мария Карташова: «Хочется развивать балахнинский промысел как бренд»

6

На сайте сетевого издания «Нижегородская правда» вышла статья, посвященная книге «Балахнинский кружевной промысел», изданной при поддержке Правительства Нижегородской области. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с данным материалом.

Листать новую книгу «Балахнинский кружевной промысел» — истинное удовольствие. На страницах — ажурные косынки, шали, болеро, подзоры и накидки на подушки. Здесь и музейные экспонаты родом из позапрошлого и начала прошлого века, и изделия современных мастериц. Возле одной из фотографий подпись: пелерина «Балахнинский вазон», авторская работа М.В. Карташовой.

Мария Вячеславовна — один из авторов книги и директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Еще, оказывается, и кружевница. Кто лучше нее расскажет о новом издании, вышедшем при поддержке регионального Издательского совета, и о самом балахнинском промысле?

— Мария Вячеславовна, а вы когда научились плести кружева?

— Лет двадцать назад, когда работала в музее экскурсоводом. Посетители часто спрашивали, чем наше, балахнинское, кружево отличается от других. Решила: чтобы понять это, надо самой уметь. Сначала пыталась плести по книжке, но потом у меня появился учитель — Галина Александровна Котова, мастер кружевоплетения, которая сотрудничала с музеем. Вот она научила и сколки рисовать, и с коклюшками обращаться.

Сейчас мы уже сами проводим в музее мастер-классы. Кстати, все авторы книги «Балахнинский кружевной промысел» умеют плести. Лидия Федоровна Васильева в советское время возглавляла цех кружевоплетения, который работал в Балахне. Именно она подготовила страницы, на которых рассказано, как плетут кружево, и даны схемы основных узоров. Светлана Валерьевна Пухова работала с музейными фондами, но и она тоже владеет нашим рукоделием. Я же отвечала за историческую часть издания.

— Чем же отличается наше кружево и что такое «балахонский манер»?

— Сама формулировка вошла в искусствоведческую литературу в 1890-е годы, и ввели ее исследователи кружев. Балахнинское кружево имело свои определенные наборы именно рисунков. Самый характерный из них — балахонская роза.  Кроме того, у нас применяется определенный набор сеток или фоновых решеток.

Но главное отличие – многопарная техника плетения. Ее разработали балахнинские мастерицы во второй половине XIX века на основе европейского кружева. В плетении используется 150-200 и более пар коклюшек, в зависимости от того, насколько велика работа. Сравните с вологодской, сцепной техникой, где используется 7, 10 или 15 пар коклюшек. Читатели узнают обо всем из нашей книги подробно.

Книга «Балахнинский кружевной промысел» вышла в свет благодаря финансовой поддержке Издательского совета Нижегородской области

— И плести кружево научатся?

— Нет, такой задачи мы перед собой не ставили. Потому что, если делать книгу для тех, кто хочет освоить кружевоплетение, это будет отдельный солидный том. Мы попытались сделать издание для широкого круга читателей. Именно поэтому там много фотографий, иллюстраций, чтобы можно было и почитать, и посмотреть на старую Балахну. В книге представлено много архивных материалов. Мы неслучайно опубликовали списки кружевниц, работавших в деревнях балахнинского уезда. Хочется, чтобы люди, их потомки, нашли свои фамилии и узнали больше о своих корнях.

Кроме того, это свидетельствует о том, что кружевоплетение было действительно массовым промыслом, мастерицы работали чуть ли не в каждом доме Балахны и ее окрестностей.

Такие жакеты и косынки носили балахнинские модницы в XIX веке

— Почему балахнинское кружево не стало таким знаменитым как вологодское, скопинское и другие?

— Так получилось, что у нас долгие годы не было профессиональной школы. Лишь с 1912 по 1915 г. работала школа кружевниц с 12-ю ученицами. Тем не менее балахнинские кружевницы участвовали в конце XIX века во Всероссийских и губернских кустарно-промышленных выставках. В досоветские и советские годы в Балахне работали кружевницы по старым сколкам.

Большой вклад в развитие промысла внесли мастерицы цеха кружевоплетения (1968-1994 гг.): Лидия Федоровна Васильева, Галина Васильевна Антипова, Галина Николаевна Локтева, Галина Александровна Котова и другие. Они поддерживали этот промысел и традиции, использовали определенный набор рисунков, нитки. В современной Балахне осталось не больше 15 кружевниц, каждая из которых вносит в кружевоплетение свои особенности.

Кроме всех перечисленных женщин, хотелось бы отметить творчество и популяризаторскую деятельность Людмилы Егоровны Шкариной (возглавляет кружок кружевоплетения в Доме культуры «Волга»), Алевтины Леонидовны Ереминой, Таисии Ивановны Чечериной, Галины Викторовны Муравьевой, Светланы Валерьевны Пуховой, Татьяны Алексеевны Казанцевой, Светланы Анатольевны Карповой, Елены Викторовны Беловой.

Сейчас существовать промыслу без поддержки государства вообще невозможно. Не знаю, насколько реально создать предприятие художественных промыслов, которое в том числе занималось бы и производством кружев. Тогда бы можно было получить поддержку государства на региональном и федеральном уровнях. Ну и конечно, есть проблемы со сбытом изделий. Кружево — вещь дорогая, не все могут себе позволить. На создание одной косынки может уйти до года, и труд абсолютно ручной.

Работы современных мастериц тоже можно увидеть на страницах книги. Эти вещи сплела Мария Карташова

— Мария Вячеславовна, вы все-таки надеетесь, благодаря выходу книги, привлечь внимание к почти забытому промыслу?

— Первая цель издания — надежда на поддержку промысла, а также показать, какой у нас интересный и своеобразный город. Я как директор музейного комплекса основной своей задачей считаю популяризацию кружева, Балахны, чтобы к нам приезжали гости, туристы. Конечно, стать визитной карточкой региона — это наша мечта. Когда бываем в Вологде, на фестивалях и других культурных событиях, видим, как позиционируется кружево, как его воспринимают иностранцы. Хочется тоже развивать балахнинский промысел как бренд.